День св.Елизаветы Тюрингской

Упершись взглядом в одного из осужденных, он указал на него черным пальцем и спросил:
- Ну-ка ты, что ты сделал?
Человек, дрожа, отвечал:
- Я… я ничего не сделал. Не понимаю, почему я здесь. Наверное, это какая-то ошибка!
- Как это ничего? – спросил бес.
- Правда, ничего! Конечно, я видел в жизни много всякого варварства, насилия, несправедливости, войн, голодных людей. Но я ни в чем не виноват! Я никогда ничего не делал!
Бес подошел ближе и настойчиво спросил вновь:
- Что, действительно, ты видел все это и ничего не сделал?
Человек кивнул.
- Тогда без сомнения, это место твое! .....
Все зло нашего мира, как в планетарном масштабе - в виде войн, терроризма, всяких форм эксплуатации, рабство, голод, - так и зло менее «концентрированное», но касающееся нас гораздо ближе, часто кажется непреодолимой силой. На самом деле это не так. Одним из источников, из которых зло и несправедливость черпают самые могучие свои силы, - это равнодушие и согласное молчание, которое их окружает. Молчание тех, кто боится высказаться, чтобы не осложнить себе жизнь, не хочет потерять свое социальное или экономическое положение или свой покой, а может быть, молчит потому, что считает бесполезным что-либо делать, многократно усиливает разнообразные формы зла. Конформизм, бессознательная сопричастность иногда так же опасны, как и самое насилие. Есть молчание, которое можно считать глашатаем ненависти и несправедливости, потому что оно ослепляет глаза души и парализует способность стремиться сердцем к лучшему устройству мира.
Бог, сотворивший небо и землю, есть Слово. Его Словом все было создано, и в Нем пребывает жизнь, прорастает любовь, из Него рождается справедливость, а все живое достигает своей полноты и вершины. Зло пустило корни в человеческом сердце и распространилось по земле именно из-за отказа человека от благодарного диалога с Творцом. Первые страницы Библии очень красноречиво говорят о молчании Адама и Евы, когда Бог ищет их после грехопадения. Бог не отступает перед несправедливостью, злом или неблагодарностью мира и человека. Он не остается в Своем неколебимом покое на небесах, вдали от людей, оставив их самих пожинать последствия своего выбора, как бы говоря: «Вы сами этого хотели. А Я уже достаточно сделал». Он милосерден, «благоутробен». Поэтому Он исполнился сострадания и стал действовать и говорить ясно, хотя эта ясность остается тайной из тайн. Он невидим, потому что слишком ясен; неприступен из-за Своего вездесущего присутствия; мы не воспринимаем Его голоса, потому что он обращен к нам во всем.
Бог уничижился, сделался соразмерным нам, заговорил нашим языком. Через некоторых людей, которых называют пророками, мы можем услышать Его голос. Таким образом Бог готовил человечество к тому, чтобы принять Иисуса – Свое живое таинство, видимое и осязаемое присутствие, различимое и внятное для нас Слово. В Иисусе тайна Божия стала доступна нам, оставаясь тайной. Как говорит одна из литургических префаций, Иисус Христос «не остался безразличным перед лицом человеческого страдания». Он называл вещи своими именами и был близок с теми, кого человеческое сообщество отвергло и лишило в том числе и возможности поклоняться Богу. Слова и дела Иисуса положили начало новому миру, который Бог задумал от века. Иисус встал на сторону истины и жизни, справедливости и братства между людьми, потому что Сам был всем этим. Внешне кажется, что и Он оказался побежден силами зла и тьмы, распят на позорном Кресте, но, воскреснув, сотворил в Себе новое человечество, преображенное Духом Божиим, живущее даже на этой земле, посреди несправедливости и проблем, с новыми глазами и сердцем.
Одним из таких людей, ставших для своих современников отражением жизни Христа, была Елизавета Венгерская. Представьте себе, как ей был трудно. Во-первых, потому что она была женщиной. С самого детства и дальше, в юности, за нее все решали, в том числе, за кого ей выйти замуж. Ее собственное мнение за пределами дома не ставилось ни во что. И все-таки, перед лицом нищеты и бедствий, с которыми Елизавета столкнулась, она не осталась безучастна. В ее силах было в какой-то степени восстановить несправедливость современного ей общества. Жила она в горах , в замке Ватбург. Беднякам туда добраться было трудно. И она решила спуститься, отказалась от своего титула княгини и построила в долине больницу для бедных, сказав, что не желает золотого венца, когда ее возлюбленный Господь коронован терниями. Поэтому она продала все свои украшения и превратила их в горячую еду, кров, лекарства и одежду для бедняков. Она сама принимала их, мыла, обрабатывала раны и стелила постель. Так же, как и у Франциска, за которым она шла вслед, будучи членом третьего ордена, близость распятого Христа изменила ее жизнь. Она не могла больше жить иначе, как расточая любовь всем ее окружавшим.
Другим человеком, более близким к нам, которого почти все мы знали и любили, и которого нам так не хватает, был отец Хартмут Каниа. Он тоже не остался сидеть, сложа руки, при виде всех окружающих проблем. Более 20 лет назад, в расцвете своих лет, он решил приехать в Россию и помогать нуждающимся этой огромной страны. Он увидел много проблем, множество одиноких мужчин и женщин, стариков без крыши над головой, неизлечимых больных… Он не был ни членом их семей, ни их соотечественником, плохо говорил на их языке, не всегда хорошо понимал, что они ему говорили, - но он приблизился к ним и остался с ними, чтобы дать им почувствовать, что каждый человек драгоценен и достоин заботы, нежности и внимания, просто потому, что он человек, личность, Божье дитя. У него, среди прочих планов, была мечта построить  дом, для того, чтобы заботиться об оставленных стариках, и, чтобы в нём воспитывались люди, способные приблизиться к нуждающимся и ощутить себя их братьями и друзьями.
Отец Хартмут Кания умер пятнадцать лет назад в Берлине. Господь не допустил, чтобы он при жизни увидел свою мечту воплощённой. Тело отца Хартмута почиет в той земле, где он родился, но его сердце и дух живут в Каритасе. И его глаза и руки тоже продолжают действовать здесь. Мы, мужчины и женщины, которые работаем в Каритас Санкт-Петербурга, чувствуем себя продолжателями его дела. Мы хотим быть близкими и друзьями для тех людей, о которых заботимся. Мы хотим, чтобы наше присутствие, наши руки и наши слова стали воплощением того сердечного пыла, который мы особенно ощущаем, находясь рядом с одинокими и нуждающимися в утешении.
Каждый, кто работает в Каритас, мог бы сказать, что он или она – совсем не герой. Каждый, кто работает в Каритас, чувствует свою слабость, свое бессилие. Но мы тоже не хотим молчать или сидеть, сложа руки, перед лицом чужого несчастья. С Божьей помощью мы стараемся делать хорошо хотя бы то, что от нас зависит. Более того, мы чувствуем, что не мы помогаем бедным. Престарелые, больные, нуждающихся, инвалиды и заключенных помогают нам, потому что они делают нас человечнее, проще и более способными любить, проявлять свою нежность, по сравнению с тем, что мы сами часто думаем о себе, видя свою ограниченность и эгоизм. Поэтому, когда общество и семьи оставляют в одиночестве этих людей, по разным причинам, они не представляют себе, какое огромное богатство всего человечества теряют.
Мы хотим сегодня благодарить Бога за всех людей, которые внесли свой посильный вклад сердечности, нежности, близости, утешения и радости. За всех, которые были для нас живыми иконами самого Иисуса Христа. По ходатайству нашей небесной покровительницы, просим сегодня у Бога милосердия и источника всякого утешения, Его силы и благословения, чтобы мы могли продолжать быть маленьким знаком утешения и надежды для всех нуждающихся.
В преддверии рая множество людей ждало, пока откроются врата. Звучала приятная музыка, атмосфера была очень гостеприимная. Можно сказать, что все чувствовали себя как в раю, как у себя дома.
Внезапно, по звуку трубы врата распахнулись. Какое дивное зрелище предстало глазам всех! Какая красота! Из всех уст вырвалось единодушное: «О-о-о!» Зрелище стократно превосходило всякое воображение, было поистине несравненным.
Предшествуемый свитой Ангелов, Сам Иисус вышел встречать Своих братьев.
- Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от века».
Все опустили головы. Нет, - подумали они, - это не может быть правдой. Мы не достойны такой прекрасной участи. – Они ощущали себя более ничтожными и нищими, чем когда-либо. Кто-то решился и сказал:
- Но, Господи, это слишком! Мы ничего не сделали! Мы только бедные люди, бесполезные и полные недостатков.
- Неважно, - ответил Иисус. – Ведь именно это вы посеяли, давая пищу голодным, принимая странников, помогая старикам, посещая узников, утешая скорбящих. Знаю, что вы не изменили мир, но все же посеяли на земле семена небесного царства. И вот пришел час жатвы. Бог дарует вам всю Свою любовь в этом доме, который отныне и ваш дом.
Ваш отец Мариано.