Великий путь к Пасхе

 Молитва. Время Великого Поста настойчиво говорит о необходимости молитвы и внимания Слову Божию. Молитва, - это, прежде всего, пространство свободы, позволяющее принять  Бога и встретиться с Ним. Речь идет не столько о том, чтобы просить, сколько о том, чтобы отдавать, отдавать Ему свое время и себя самого. В молитве мы перестаем быть главными  и постоянными героями своей жизни и ставим в центр Бога. Это значит конкретно:

  • Слушать Его и дать Ему действовать, быть по истине Богом.
  • Молиться - значит открыться ветру Духа, Который есть свобода. Говори: «Приди ко мне, Дух Святой»
  • Молиться – это также просить Бога, чтобы Он дал тебе ясно увидеть свои цепи и ловушки, которые еще угрожают тебе, и дал сил освободиться от них.
  • Молитва – это средство от разбросанности, помогающее встретиться с самим собой и открыть - кто я, что во мне истинно и что ложно, зная, что только истина освобождает меня. Открыть, что во мне действительно мое, а что нет. Часто мы не свободны, потому что отчуждены сами от себя, не знаем, не любим себя, не можем взять жизнь в свои руки, зависим от моды, чужих критериев и мнений, и плывем по течению. В нас столько внутреннего шума, что мы оглохли и не слышим сами себя, голос своей души. И как услышать Бога, если не можешь услышать даже себя самого? Как быть свободными, если мы не знаем, кто мы, если мы пусты и любое поветрие несет нас, куда хочет?

Давай, подари себе 10 минут каждый день, чтобы молиться, слушать себя и слушать Его! Начни читать отрывок Евангелия и чувствовать, что скажет тебе Господь, и что ты Ему скажешь…

Воздержанность и Пост. Посредством некоторых обрядов, вроде поста и воздержания Церковь нас приглашает сопротивляться законам потребительства, навязываемым «рынком» и вечно неудовлетворенным нашим инстинктам и аппетитам.

 

  • Важно не буквальное соблюдение поста,не отказ от мяса, яйца, молочных продуктов и т.д. важна сама освобождающая практика. Речь идет о том, чтобы быть хозяином в собственном доме и не позволять ничему поработить себя.
  • Область воздержания очень широка: оно применимо к алкоголю, курению, лакомствам, капризам. Можно говорить и о разумном воздержании от телевидения, интернета, игры и развлечений. Во всем этом, важна не буква, а дух свободы.
  • Приведем размышление святого Иоанна-Павла II: «Зачем нужно поститься? Цель воздержания от еды и питья – внести в жизнь человека не только необходимое равновесие, но и отрешение от того, что можно определить как потребительское отношение (…). Человек является самим собой, когда ему удается сказать себе: нет. Это отказ не ради отказа, а ради лучшего и более полноценного развития своей личности, ради того, чтобы лучше воплотить высшие ценности, ради того, чтобы владеть собой.

Милосердие.Нам напоминается о необходимости делиться. Обычным способом является милостыня. Но, по разным причинам, милостыня утратила свой смысл. Мы предпочитаем давать из того, что у нас лишнее. И делаем это, чтобы успокоить совесть. Ради справедливости, солидарности и любви мы должны принять более радикальные решения. Но и ради свободы тоже.

  • Желание иметь, удержать, накопить, сохранить, избыток богатства – одна из вещей, которые больше всего связывают и порабощают нас. Это прочнейшие цепи. И связывают они нас в зависимости не только от количества того, чем мы обладаем – чем больше, тем их больше – но и от интенсивности. Можно иметь немного, но быть намертво привязанным к тому, что имеешь. Иисус говорит о деньгах как о великом хозяине, о боге, который неумолимо требует поклонения. Святой Августин сравнивает богатства с бременем: ты идешь своей дорогой, но слишком обремененный, поэтому идти трудно. А рядом с тобой идет бедный, и ему трудно идти, потому что нет сил. Дай ему часть того, что несешь. Тебе станет легче, а он сможет набраться сил.
  • Но речь идет не только о материальных благах. Самое драгоценное – это твое время и богатство,качествакоторые есть у тебя внутри. Великий Пост должен стать путем, где ты делишься своим временем с теми, кто одинок, кто нуждается в этом.
  • Многие ищут слова утешения, поощрения, доброго совета, света. А мы уже получили так много. То, что мы не отдаем другим, безвозвратно теряется с нашей смертью. Только то, что отдано, не теряется, потому что это инвестиция в будущее. Это твое сокровище на небесах, о котором говорит Евангелие (Мк 10,21)

Ваш отец Мариано,

духовный наставник Каритас Санкт-Петербург