Мы помогаем
Просим Вас о помощи
Для волонтеров
Отчеты
17 ноября День памяти Святой Елизаветы Тюрингской, покровительницы Каритас во всем мире. Ее призванием была забота о больных и бездомных.
Дочь короля Венгрии Андрэаша II она родилась в 1207 году, в 4 года, ее обручили с принцем Людовиком, будущим ландграфом Тюрингии и она стала воспитываться при дворе жениха. В возрасте 14 лет Елизавету обвенчали с женихом, вместе с которым она воспитывалась с раннего детства. Юные супруги жили в любви и согласии. Елизавета была очень набожна, о чем свидетельствует не только ее многочасовое участие в ежедневной молитве, но ее занятие благотворительностью. Она не только жертвовала часть своего богатства, но и ежедневно лично помогала бедным – она лечила их и готовила для них пищу, шила для них одежду. Муж полностью разделял взгляды Елизаветы и поддерживал ее.
На иконах Святую Елизавету изображают молодой девушкой, несущей в переднике хлеб и розы. Легенда говорит, что когда Елизавета несла в переднике хлеб для бедных, брат мужа Генрих Распе, уже тогда настроенный против невестки, потребовал показать ему, что она несёт и увидел, что передник невестки полон роз.
Еще одна легенда говорит, что однажды Елизавета привела во дворец и уложила в свою кровать больного, для которого не нашлось места нигде. Когда Людовик отогнул одеяло, чтобы посмотреть, кого жена уложила в супружескую постель, он увидел Христа.
Когда в Тюрингии из-за наводнений начался голод, а вслед за голодом эпидемии, она, не задумываясь, велела раздавать голодающим хлеб из ландграфских запасов, более 900 человек она кормила ежедневно, она пожертвовала в помощь голодающим свои драгоценности и даже одежду. Тогда же она основала две больницы для бедных, сделав с этой целью специальный денежный вклад.
Когда Елизавете исполнилось 20 лет, во время крестового похода Людовик умер, заразившись чумой. «Вместе с ним умерло всё», - так, оплакивая любимого мужа, сказала Елизавета. Родственники Людовика, никогда её не одобрявшие, воспользовались его смертью, чтобы лишить молодую вдову всякого политического влияния и присвоить всё её имущество, в том числе и приданое, которое она принесла мужу
Духовником Елизаветы был о. Конрад Марбургский, который принял у неё первые обеты послушания и умеренности. Это был жёсткий и властный человек, требовавший от своей духовной дочери полного послушания. О. Конрад, часто был несправедлив и даже жесток по отношению к Елизавете, она никогда не помышляла о том, чтобы сменить духовника и неизменно следовала его советам, хотя это было иногда невероятно трудно (как, например, тогда, когда он потребовал, чтобы после смерти мужа Елизавета рассталась со своими тремя детьми).
Неизвестно, сама ли она покинула замок Вартбург из-за возникшего конфликта с родственниками мужа или была изгнана, но известно, что, она оставила двор с младшей, только что родившейся дочерью Гертрудой на руках и нашла приют у своего дяди, епископа Бамберга. Спор из-за приданого в конце концов был разрешён, судьба троих детей, родившихся в счастливом, хотя и коротком браке устроена и оставшуюся ей недолгую жизнь Елизавета полностью посвятила Богу.
В Страстную пятницу в возрасте 21 года, вместе с тремя преданными ей служанками, разделявшими её стремления, она вновь принесла монашеские обеты жить согласно евангельским советам.
Теперь её не отвлекали обязанности знатной дамы и государыни, и она с новым рвением отдалась трудам и молитве. Как и прежде, она сама ухаживала за больными, шила одежду для бедных и занималась рукоделием, чтобы заработать средства на пропитание своей маленькой общины, пряла шерсть для серых францисканских ряс, варила еду для пациентов основанной ею в Марбурге на деньги из своего приданого больницы (третьей из созданных ею в Тюрингии больниц) и мыла полы. Видя, как она изнуряет себя работой, её бывшие служанки, а теперь сёстры во Христе, пытались заставить её хотя бы немного отдохнуть, опасаясь за её здоровье, но она продолжала трудиться, словно торопясь дать как можно больше любви и заботы бедным и оставленным, пока не придёт её час идти на небо.
Елизавета Венгерская, вдовствующая ландграфиня Тюрингии, умерла в Марбурге 17 ноября 1231 г. в возрасте 24 лет. Её облачили в серую рясу, которую она носила при жизни, и похоронили в больничной церкви. Чудес, совершающихся на месте её погребения или по молитве о её заступничестве, было так много, что процесс канонизации состоялся уже в 1235 г.